Влияние оценок на личность ребенка

Отметки и оценки — две категории, которые зачастую путают. Школьное образование не обходится ни без одного, ни без другого. Отметка – числовая характеристика выполненной работы, оценка – словесное обозначение личности субъекта или его продукта деятельности.

влияние оценок на личность ребенка

Система оценки в школе

С первых дней учебы, ребенок испытывает на себе систему оценок и отметок, принятую в образовании. Суть системы в том, что отметка – перестала быть просто цифрой, обозначающей уровень выполненной работы, а стала гораздо значимее. Отметка превратилась в самоцель.

Не важно, какие знания получил ребенок, что усвоил, сделал и каким путем достиг положительного результата, главное то, какую оценку получил. К сожалению, возведение отметки на алтарь произвели взрослые, благодаря своей реакции на отрицательные отметки ребенка. Получил пять — тебя любят, два – скандал, слезы, крики. Так образовывается стойкая ассоциативная связь – неважно как сделать, важно получить пять.

система оценок в школе

Влияние системы оценок на ребенка

Как такая система влияет на ребенка? Дети внушаемы, из-за этого быстро попадают в зависимое положение от отметки, а, точнее, от положительных оценок со стороны взрослого: «Молодец!», «Умница!» и т.д. Ребенок не видит разницы между отметками и оценками.

Последнее превращается в оценивание всей личности. Получается, что ребенок будет думать, что он плохой или глупый в том случае, если отметки отрицательные, а характеристики: хороший, добрый, умный присваиваются детям с положительными результатами в учебе.

По мере взросления у ребенка сохраняются оценки личности, навязанные со стороны учителей и родителей. Отсюда на ученике появляется «клеймо» двоечника или отличника, что в обоих случаях является тяжелым испытанием для детей. В скором времени дети перестают бороться и принимают навязанные суждения взрослых, начиная им следовать: ленивый, глупый, медленный, неаккуратный и т.д. Так в подростковом возрасте происходит падение успеваемости и совершенное отсутствие школьной мотивации.

Желание положительной оценки своей личности окружающими — не испаряется во взрослых людях. Жажда получить положительную оценку от начальника, коллеги, знакомого, ничем не отличается от тех школьных отметок.

Каждый год из школьных стен выпускаются люди, для которых оценка является главным показателем своей успешности. Причем совершенно не важно, какие знания были получены, а какими из них можно воспользоваться.

3 комментария:
  • Многие родители совершают ошибку, акцентируя внимание на оценку. Вместо того, чтобы сесть вечером и объяснить ребенку доходчиво материал, который был непонятен в школе, родители начинают угнетать и попрекать ребенка в его безалаберности, тем самым опуская его самооценку и уверенность в себе.

  • Проблема всех родителей в том, что они забывают себя в возрасте своих детей. Какая разница какие оценки? Вам хочется чтоб ваше чадо было нервным, скучным и не дружило со всеми? Как правило все отличники такие. или чтоб ребенок уставал как работник завода? Ваша задача воспитать достойную личность. Хорошие отметки-показатель послушности и не более.

  • Наше с ребенком знакомство с оценками состоялось в этом году. И я тоже совершила ошибку, начала отождествлять личность сына с оценками. Это неблагоприятно сказалось на наших отношениях, и на эмоциональном состоянии ребенка. Позже я пересмотрела свое отношение, и ребенок сам стал стараться получить хорошую оценку.

Войти с помощью: 

Ваш email не будет опубликован.

Анонимно